САМОАНАЛИЗ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЗАМЕСТИТЕЛЯ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ ПО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ  РАБОТЕ

ПРОЩАЛЫГИНОЙ Т.Г.

«Школа -  есть одно из проявлений жизни, с ее борьбою и ее влечениями к достижению вечной правды. Для того чтобы воспитание могло создать для человека вторую природу, необходимо, чтобы идеи этого воспитания переходили в убеждения воспитанников, убеждения – в привычки»    К.Д. Ушинский

 

Окончила Омский государственный педагогический университет

по специальности математика и квалификации – учитель математики.

         Начала я свою педагогическую деятельность, когда была ученицей 11 класса. В школе в то время не хватало учителей. Затем я поступила в педагогический  институт и одновременно работала в школе  сначала воспитателем группы продленного дня, затем  учителем английского языка, затем учителем математики и заместителем директора по воспитательной работе. Всего в школе работаю  17 лет, а учителем математики и заместителем директора  11  лет. С 2001 года имею вторую квалификационную категорию учителя. С 2003 года – первую квалификационную категорию заместителя директора.  Награждена  за свою работу благодарностью Губернатора Томской области, и благодарностью Думы Томской области.

         Периодически прохожу курсы повышения квалификации:

в 2001 г. – «Особенности преподавания алгебры и начал анализа в 7-11 классах»;

в 2001 и 2002 годах –» Введение в информационные технологии»;

в  июле 2003 – «Актуальные проблемы образования» и получила квалификацию «Менеджер образования»;

в 2007 – «Организация исследовательской деятельности на уроках математики»;

         В  мире, где окружают нас экологические проблемы, а значит и проблемы здоровья, где много жестокости и насилия. Школе отводится большая роль в воспитании подрастающего поколения, и ставятся следующие  воспитательные задачи: формировать и развивать навыки здорового образа жизни; формировать  нравственные качества личности,  воспитывать патриотов нашей Родины; оказывать помощь учащимся в развитии творческих способностей. В связи с тем, что в школе учится много слабых детей и детей из малообеспеченных семей  необходимо  давать начальное профессиональное образование  и формировать атмосферу психологической комфортности в условиях сельской школы.

Как руководитель   ставлю перед собой следующие задачи:

  1. признание личности человека как абсолютной ценности;
  2. организация деятельности коллектива классных руководителей, воспитателей, руководителей  кружков и секций;
  3. обеспечение новых подходов к организации воспитательного процесса;
  4. организация деятельности учащихся, работа  с органами самоуправления;
  5. повышение уровня воспитанности учащихся, как одного из главных показателей воспитательной работы.
  6. сохранение традиций школы.

Систему внеурочной воспитательной работы школы строю следующим образом:

  • Внеклассная работа
  • Внешкольная работа
  • Работа с общественностью и родителями.

Вся работа ведется  по следующим направлениям:

  1. патриотическое воспитание;

 В школе уделяется большое внимание воспитанию гражданственности, патриотизма.

  1. нравственное воспитание;

Основной задачей духовно-нравственного воспитания является формирование новой модели поведения человека, готового к повседневной жизни с её проблемами, умеющего дружить, любить, радоваться, значит быть счастливым практически в любой ситуации.

         Планирование работы по нравственному воспитанию строилось по программе нравственного воспитания школы, разработанной на основе программы Н.Е. Щурковой. Программа разделена на этапы, соответствующие возрастному развитию ребенка. Таким образом, воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту.

         Соглашусь с Щурковой Н.Е., с работой которой  я познакомилась на  районном семинаре, которая считает, что уровень нравственной воспитанности – это «мера соответствия развитых социально ценностных отношений ребенка и его разносторонних функций, обеспечивающих полноту человеческой жизни, тому уровню культуры, которого достигло человеческое общество на данный момент своего исторического развития».

  1. развитие познавательных возможностей;

Развитию личности, её познавательных и творческих возможностей способствует интеграция учебной и внеучебной деятельности. Познавательные способности мы развиваем через предметные недели.

  1. художественно-эстетическое воспитание;

Современная педагогика и психология направлены на поиск путей совершенствования процесса формирования личности школьника через развитие его творческих способностей. В школе эта проблема реализуется через дополнительное образование, а также различные конкурсы, тематические вечера, календарные праздники

  1. работа по укреплению здоровья, воспитание здорового образа жизни;

Основная работа проводится в спортивных секциях,  соревнованиях, дне здоровья, веселых стартах и т.д.

  1. профориентационное воспитание;

Профориентационная работа с учащимися  старших классов ведется в течение всего учебного года психологом, классными руководителями, учителем планирования карьеры. И традиционно в апреле проходит неделя  профориентации.

  1. профилактическая работа.

Работа ведется по следующим направлениям:

  • Работа с семьями
  • Работа с общественностью
  • Работа с классными коллективами
  • Индивидуальная работа

В  целях повышения уровня образованности, в течение нескольких лет вела  исследовательскую работу по теме:           « Уровень воспитанности учащихся – главный показатель воспитательной работы школы». По этой теме написана дипломная работа и напечатана статья в сборнике ТОИПКРО «О повышении эффективности деятельности заместителя директора школы по воспитательной работе». Основная мысль статьи: если заместитель директора школы четко определил цели воспитания и организовал необходимую помощь педагогам, то уровень воспитанности учеников повышается – это говорит об  эффективности работы заместителя директора школы. Результаты исследования апробировались в нашей школе в 2003 году. Работа была выполнена в виде презентации и представлена  на курсах повышения квалификации коллегам-профессионалам в ТОИПКРО.

В 2004 году на  районном семинаре заместителей директоров делилась опытом работы  о построении  воспитательной системы школы.

На сегодняшний день в воспитательной работе существуют следующие проблемы

  1. Проблема дополнительного образования детей.

- в школе должно быть столько объединений, сколько нужно, чтобы каждый ученик мог найти себе место. У нас нет технических кружков и нет кадров, которые могли бы вести эти кружки. Нет ботанических кружков, кружка «Юный натуралист». Хотелось, чтобы в школе был живой уголок.

2.Физкультурно-оздоровительная работа

- Расширять количество спортивных кружков (туристический кружок), оснастить спортзал  современными  тренажерами. На это следует обратить внимание, так как  современные дети растут физически слабыми и непригодными к службе в армии.

3. Нравственное воспитание учащихся

- нравственная основа – это тот стержень, на котором основывается жизнедеятельность любого человека. Потребность в труде, в человеческом общении, стыд, совесть, достоинство – все эти качества надо постоянно воспитывать в детях. А при помощи различных КТД, дети становятся наиболее значимыми.

4. Отдаление детей от школьной жизни.

Это проявляется в том, что они предпочитают дискотеки в ДК школьным дискотекам. Чтобы решить эту проблему, надо  улучшить качество школьных дискотек, т.е. закупить новую аппаратуру и  светотехнику. Искать спонсора.

5. Работа с родителями.

- провести в следующем году конкурс «Семья года», что позволит в большей степени  вовлечь родителей в воспитательный процесс школы.

6. Работа с «трудными» детьми и с детьми из малообеспеченных семей.

Надо организовать питание детей в группах продленного дня.

Школьная жизнь состоит не только из проблем. Есть в ней много хорошего и интересного, чем можно поделиться. Например, развитие самоуправления в школе. Это неотъемлемая часть в воспитании детей       творческих, самостоятельных, инициативных, имеющих гражданскую позицию и свой взгляд на вещи. Ставя перед собой задачу, воспитывать такую личность, мы, педагоги, ищем разные пути вовлечения детей в формы управления школой. Третий год в школе действует проект экономико-управленческой игры «Школьная галактика». Игра модулирует частично управленческую и экономическую деятельность государства: выпуск собственной валюты, деятельность банка, различных служб, которые регулируют, координируют и контролируют деятельность государства. Ученический Совет школы, состоящий из президента, председателей штабов, кураторов штабов, старост класса имеют не только контролирующую и оценивающую функции, т.е. проводят заседания, на которых оценивается деятельность коллектива по следующим направлениям: дежурство по школе, трудовые дела, участие в спортивной жизни школы, в общешкольных мероприятиях, успеваемость класса. Но и планируют и проводят различные мероприятия, рейды. Информационный штаб выпускает  газету «Школьная галактика», в которой  обсуждаются все наболевшие проблемы, отзывы учащихся о школьных мероприятиях, результаты опросов и т. д.

Газета «Школьная галактика» издала первый выпуск в 2003 году. Это одна из моих идей, живущих и по сей день. Я же была редактором первых выпусков.

Появилась новая традиция – паспорт класса. Каждый класс ведет свою небольшую летопись. В конце учебного года проводится выставка, делимся опытом, берем на заметку что-то интересное. По окончании школы паспорт сдается в школьный музей.

С 1997 года ведется летопись школы в фотографиях. У школы есть свой флаг, герб, гимн. Второй год работает кабинет организатора, в котором проходят различные заседания штабов,  совещания учителей.

Контроль за воспитательным процессом провожу по заранее намеченному плану. Возможны небольшие корректировки, связанные со сроками. Заранее ставлю цель проверки. Перед проверкой пишу приказ, где указываю сроки и объекты контроля. По итогам проверки пишу справки, составляю сравнительные таблицы,  анализирую  мероприятия, беседую с проверяемым, корректирую его деятельность. Затем, если необходимо, провожу повторный контроль. Приведу пример проверки кружковой работы:

  1. вывесила приказ;
  2. опросила детей – кто какие кружки и секции посещает.
  3. проверила заполнение журнала;
  4. посетила занятия кружков;
  5. по итогам выпустила  справку.

 

6. затем составила индивидуальные  беседы с руководителями кружков и проконтролировала исправление замечаний.

 

Чтобы проконтролировать работу классных руководителей по проведению классных часов провожу опрос учащихся:

  1. Нужен ли классный руководитель в классе?
  2. Каким бы вы его хотели видеть?(этот  вопрос задавали и родителям)
  3. Какие классные мероприятия вам больше всего запомнились?
  4. Назовите темы классных часов, которые вам понравились?
  5. Какие общешкольные мероприятия вам запомнились?

По итогам опроса выпускаю справку и вывешиваю сравнительную таблицу.

Стимулирование работы классных руководителей происходит в конце календарного года по итогам работы, в которых учитываются все аспекты воспитательной работы, а главным остается то, какое место занял класс в экономико-управленческой игре «Школьная Галактика».

Стимулирование работы классных коллективов происходит в конце года, когда на заработанные школяры они приобретают для своего класса необходимые вещи, выставленные на аукционе.

Каждый год проверяется уровень воспитанности учащихся нашей школы.

В среднем уровень воспитанности имеет   отметку-1,8. По классам происходят  небольшие колебания, которые мы с классными руководителями стараемся исправить в лучшую сторону, планируя соответственную работу с классом.

В этом году  планирую использовать  диагностику Григорьева Д.В. для определения личностного роста учащихся 9-11 классов.

 

 Документация по воспитательному направлению деятельности школы систематизирована  и хранится в течение 5 лет. Следующие документы сопровождают  воспитательный процесс:

  1. план воспитательной работы на год;
  2.  работа с классными руководителями;
  3. работа совета учащихся школы
  4.  работа с родителями;
  5. материалы по профилактике правонарушений;
  6. Папка классного руководителя;
  7. анализы работы классных руководителей и воспитателей ГПД (на каждого отдельно);
  8. работа кружков и секций;
  9. положения и приказы;

10.  социальный паспорт школы и классов;

  1. анализ воспитательной работы за год;
  2. материалы по воспитательной системе школы( программа воспитания);
  3. анализ воспитательных мероприятий;
  4. журнал кружковой работы;
  5. материалы по диагностике;
  6. инструкции по  технике безопасности;
  7. сценарии школьных праздников;
  8. методические материалы по проведению классных часов и родительских собраний;
  9. фотоматериалы;
  10. Достижения школы;
  11. Печатные издания школы

В этом году открыли свои «копилки творческих дел» классные руководители: Черноусова Н.И., Федяева Н.Л., ПрощалыгинаТ.Г. Надеюсь, что к концу учебного года «копилок» прибавится.

Интересный материал накапливается в папке «Сценарии школьных праздников». Для проведения мероприятий  используются компьютерные технологии. Стараюсь, чтобы любое мероприятие превратилось в красочное, сказочное представление. Есть в школе   талантливые педагоги – это Черноног А.А. и Важенина И.В.. Эти учителя мыслят творчески, владеют компьютерными программами. Их совместный труд – «Осенний бал». Старинные танцы, традиции, костюмы, отрывки из сказки, конкурсная программа – все это наблюдали зрители в зале и очаровывались героями.

Педагогический коллектив школы ведет постоянную работу по совершенствованию педагогического мастерства. В течение всего года под моим руководством проходят методические совещания классных руководителей по вопросам планирования работы, диагностики воспитательного процесса, проведению анализа общешкольных мероприятий, организации  самоуправления и т. д.

В течение года оказываю  помощь классным руководителям в подборе методической литературы к кл. часам, родительским собраниям, написании сценариев, организации репетиций.

В течение года разрабатываю положения, обеспечивающие воспитательную работу школы.

 В этом году провела  педагогический совет  « Творчество учителя в воспитательной работе. Отказ от шаблонов и стереотипов». На педагогическом совете учителя не просто слушали доклад, а работали по группам. Получилось весело, интересно и творчески, использовались компьютерные технологии.(см. сценарий)

 В этом году  заседание  МО классных руководителей и воспитателей прошло  в нетрадиционной форме. Чаепитие, круглый стол, «пакет дружеских вопросов», «радуга», диагностика – эти формы работы использовались на заседании.(см. сценарий)

Анализируя воспитательную работу школы, а, значит и свою работу, необходимо отметить, что ведется  она на достаточно высоком  уровне, что подтверждается  анализами  классных руководителей (за прошлый год, высший балл-5):

  •  Средний балл удовлетворенности всех участников воспитательного процесса жизнедеятельностью школы – 3,9
  • Средний балл деятельной активности всех участников воспитательного процесса – 3,6
  • Средний балл роста научно-методического обеспечения – 3,4
  • Средний балл качества воспитательных мероприятий – 4,1
  • Средний балл работы с трудными детьми- 4,1

Это подтверждается  и результатами опроса детей. 43 ученика из 54 ответили, что классный руководитель им нужен. А на вопрос:«В чем ты видишь его дела и заботы?», были даны следующие ответы:

  • В понимании учеников
  • Внимательном обращении
  • Контроле за учениками
  • В воспитании
  • В учебе
  • Отвечать за детей
  • Следить за делами класса
  • Управлять классом
  • Помогать во всем
  • Заботиться об учениках
  • Следить за нами, лоботрясами
  • Сглаживать большое напряжение
  • Создавать тихую и спокойную обстановку
  • Направлять детей в нужное русло
  • Организовывать детей
  •  Проводить классные мероприятия
  • Звонить и жаловаться родителям
  • Выставлять оценки и следить за успеваемостью
  • Проводить родительские собрания

 Это подтверждается  и тем, что школа принимает участие в различных районных выставках, конкурсах: «Волшебник Новый год», «Лекарственные растения», «Школа года», районная спартакиада и т.д.  Ввиду отдаленности нашего села от района, мы не можем принять участие во всех районных мероприятиях.

Для человека важно, в каком коллективе он работает, потому что от этого зависит и то, каким становится он сам. Каждый коллектив имеет свой характер. Такой характер имеет коллектив классных руководителей и воспитателей у нас( высший балл-6):

Ответственность – сознательное, добросовестное отношение к своей работе-5,5

Организованность – умение взаимодействовать, распределять обязанности так, чтобы добиваться наилучших результатов в совместной работе-5,5

Сплоченность – единство мнений по важным вопросам-5,2

Коллективизм – стремление решать все вопросы сообща-5,9

Контактность – благоприятные личные взаимоотношения, доверие друг к другу-5,6

Открытость -  доброжелательное отношение к новичкам, к другим коллективам-5,5

Информированность – хорошее знание состояния дел в коллективе-5,2

Всего в школе в прошлом году было 14 ученических  коллективов. Во многих из них сложился благоприятный морально- психологический климат.

Стараюсь, чтобы всем жилось комфортно в школе и учителям и ученикам, нахожу контакт с ребятами, предлагаю пути решения любой проблемы, если надо корректирую график дежурства. Всех стараюсь понять. Являюсь инициатором в преображении нашей учительской. Считаю, что учительская – место, где можно отдохнуть и расслабиться учителям.

Но жизнь не стоит на месте и нам предстоит    решать следующие  воспитательные задачи:

  1. Усиление роли семьи в учебно-воспитательном процессе;
  2. Совершенствование  классного и школьного самоуправления;
  3. Создание условий для самореализации личности каждого учащегося через дальнейшее совершенствование системы дополнительного образования;
  4. Продолжение воспитательной работы учащихся по следующим направлениям: патриотическое воспитание, нравственное воспитание, художественно-эстетическое, развитие познавательных возможностей, работа по укреплению здоровья, воспитание здорового образа жизни, профориентационное воспитание, профилактическая работа.

В своем профессиональном опыте намерена совершенствоваться не только  в роли заместителя, но и  в роли  классного руководителя и учителя- предметника.  Продолжать изучать и применять новые технологии. С детьми проводить исследовательскую работу. Создавать проекты, так как каждое мероприятие – это проект. (см. сценарий линейки, последнего звонка). Способствовать повышению мастерства классных руководителей и воспитателей.

 

Мое жизненное кредо – творить добро и не делать зла!

© ptg22

Сделать бесплатный сайт с uCoz